Родина - это место, где человек родился, откуда берет начало его род. У всех у нас одна большая Родина - Россия. Испокон веков Русь была хранительницей Православия. Христианскую веру люди приняли еще в 988 году. Крестил же Русь равноапостольный князь Владимир. С тех пор появилось на Руси много красивых храмов и монастырей. А русские люди были крепки в своей вере, каждый день жили с Богом. А господь им помогал и Родину от врагов отстаивать, и хлеб выращивать, и детей воспитывать. Но бывали и смутные времена, когда люди забывали про Бога, и тогда все в их жизни приходило в упадок.
Я хочу написать о своей малой Родине - о городе Братске, о его появлении на свет в глухой сибирской тайге, о его жизни с Богом, о смутных временах и его сегодняшнем возрождении и наших надеждах.
В далеком 1631 году с молитвами и упованием на помощь Божию. казаки и землепроходцы поставили братский острог на правом берегу реки Оки.
В тот год установили и первое здание для богослужений в нашем крае. А в 1654 году в братском остроге уже была церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской. Праздник Богоявления в то время считался престольным праздником. К этому дню в братский острог съезжались крестьяне всей волости, обычно совершалось богослужение, устраивались нехитрые народные торжества. Праздник - Крещение Господня имел особое значение для нашего края. Он подчеркивал одну из главных задач землепроходцев и первопереселенцев - обращение коренных жителей этих мест - в христианство.
Одновременно с Братским острогом на противоположном берегу Ангары возникает первый из монастырей будущей Иркутской Епархии - Братская Спасова пустынь. Там была церковь во имя Всемилостивого Спаса. Главный труд насельников монастыря - это труд невидимый, молитвенный. Монастырь становился духовным центром для жителей наших мест. Одним из главных занятий иноков было миссионерство Многие тунгусы, населявшие здешние места, принимают крещение, а детей всех новокрещенных инородцев брали в монастырь для научения. 31 декабря 1727 года Спасская пустынь была включена в состав Иркутской Епархии, которую тогда возглавлял епископ Иннокентий (Кульчитский), причисленный в 1804 году к лику святых. Епископ Иннокентий положил твердое начало успехам Православной Церкви в нашем крае.
Но наступили для Спасской Пустыни тяжелые времена - время правления Екатерины II. После ее губительных для церкви реформ, имущество Спасской Пустыни было продано. Последний игумен монастыря иеромонах Михей не покинул места своего служения и умер там же в 1776 году. Но на нашей земле еще продолжали существовать храмы, и они были в каждой деревне
В конце 30-х годов XIX века жители села Братск решили построить новую церковь, так как старая давно уже обветшала. Помощь в этом им оказал декабрист Петр Александрович Муханов, который находился в то время в Братске на поселении. Он пишет письмо своему другу князю В.М.Шаховскому, чтобы он приобрел для братчан архитектурный проект будущей церкви. Когда чертежи были присланы, сельчане всем миром стали собирать деньги на строительство.
Церковь строили несколько лет, и вот, с помощью Божией, строительство было завершено. Посреди села с одноэтажными простенькими домиками выросла красавица- церковь с пятью главами, резными наличниками и карнизами и фронтонами с четырех сторон. Храм стоял рядом с погостом, оставшимся от старой церкви. Неподалеку возвышалась семнадцатиметровая колокольня. Братская церковь была с двумя пределами: один (зимний) - во имя Богоявления Господня, другой (летний) - во имя Божьей матери Владимирской. Приезжающих в Братск впечатлял не только внешний вид красивого и нарядного здания церкви, но и его содержимое. Там было несколько старинных икон, среди них находился образ Нерукотворного Спаса, с которым казаки осваивали новые земли. Иконы в зимнем пределе были освящены самим Иннокентием (Вениаминовым), столь любимым в наших краях. Здесь же был образ Божьей Матери Казанской, который в Братске почитали чудотворным.
К сожалению, в настоящее время все эти святыни наших мест братчанами утрачены. В тридцатые годы были расхищены или уничтожены иконы, книги, церковная утварь.
О братчанах дореволюционного времени наш краевед Воротников Иннокентий Иннокентьевич писал: «Братчане - народ набожный, бережливый и воздержанный... Из похвальных качеств... нужно заметить гостеприимство... Преступления редки...»
Но в братской волости было много политссыльных - представителей различных революционных партий страны. Целью их деятельности являлось уничтожение существующего строя. Свои идеи они распространяли среди местных жителей, призывая их к борьбе.
Православные священнослужители несли в мир другую весть. Они говорили, что каждый человек греховен, и нужно бороться, прежде всего, со злом в самом себе не пытаясь изменить мир. Победа же над собой без церкви невозможна.
Тяжелые времена наступили для Церкви в годы советской власти. Священники преследовались. Бойцы партизанского отряда Бурлова Н.А. убили священника Зосимо-Савватиевской церкви села Падун отца Михаила (Иванова). Открыто выступил против политики советской власти священник из села Кежма Фрол Федорович Кидяев. Оставив в Кежме жену, шестерых малолетних детей, он вступил в отряд, действующий против коммунистов в лесах Братской волости. Перед уходом он обратился с речью к односельчанам: «...Вековые наши святыни оскверняют, над величием нашего господа насмехаются... Мой сан священнослужителя не позволяет брать в руки оружия, но я с Божьей милостью добровольно иду защищать нашу Веру и Величие Господа Бога».
Вскоре, после этих событий отец Фрол и несколько его товарищей были убиты в лесу отрядом чоновцев.
С началом коллективизации усилился натиск и на Церковь. Комсомольцы были ударной силой в атеистических делах. Они выпускали стенные газеты, ставили пьесы, пели частушки, высмеивали священников, насколько хватало фантазии, издевались над всем церковным и религиозным. В дни больших христианских праздников они устраивали свои праздники с шумными гуляньями, чтобы привлечь к ним как можно больше молодежи.
Например, на Рождество Христово они ходили по Братску с красной звездой, пели богохульные частушки и кощунственно называли себя христославами.
В Братске действовало молодежное объединение «Союз безбожников». Самое страшное, что молодежь действительно за ними потянулась.
Мой дедушка, Бушин Владимир Николаевич, родом из Старого Братска. Он родился в 1950 году, и ему уже не довелось увидеть прекрасной Богоявленской Церкви. Бе еще в тридцатые годы обезглавили и превратили в клуб «Ангара». А на месте церковного погоста устроили спортплощадку и площадку для танцев. Так был осквернен исторический и православный центр села Братск. Старый Братск находится сейчас под водами Братского водохранилища. А новый Братск, выросший на его берегах, был легендарной комсомольской стройкой пятидесятых годов. И хотя мы склоняем головы перед подвигом строителей Братска, которые возводили новый город в непроходимой тайге, но все же они и предположить не могли, что над Братской землей когда-нибудь вновь раздастся колокольный звон.
Через 40 лет после осквернения Братской Богоявленской церкви, в селе Падун выросла Церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. А в 1991 году в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, состоялось освящение храма в центральном районе города Братска. Сегодня рядом с ним, возносясь крестом в голубое небо, возвышается колокольня во имя Амвросия Оптинского. Вдали от городского шума, под сенью вековых сосен стоит наш храм.
К нему через лес проложена дорога. Добраться до храма бывает иной раз нелегко, но как все-таки хорошо, что у нас есть своя Церковь! Как здорово, что я и мои сверстники стали свидетелями и участниками возрождения Православной Веры на нашей земле.
Сейчас в Братске действует Православная гимназия и строится еще один храм в честь Рождества Христова. Восстанавливаются храмы и в деревнях. Люди вновь имеют возможность слушать Слово Божие, прибегать к церковным таинствам, идти ко спасению.
Многие поколения моих предков жили на Братской земле. Среди них были и те, кто свято хранил веру Православную, и те, кто обманутые и ослепленные отошли от Бога.
Моя мама говорит, что мы должны молиться за всех, чтобы на моей Родине как можно дольше не повторялся тот кошмар, что когда-то был.
Я верю, что мой город будет стоять до тех пор, пока не ослабнет в нем вера православная.
Мария Преина
|